BTS SkyTrain снова идет на IPO

BTS_logoBTS SkyTrain, система надземных городских скоростных поездов Бангкока, спасающая вместе с бангкокским метро MRT уже более десятилетия транспортную систему столицы Таиланда от ставших культовыми пробок на дорогах, снова идет на IPO. Система скоростного надземного сообщения BTS состоит в данный момент из 32 станций, расположенных вдоль двух линий: Sukhumvit Line и Silom Line. Ежедневно BTS перевозит более 530 тысяч человек. Оператором BTS Skytrain является BTS Group Holdings PCL (обыкновенные акции торгуются на SET под тикером: BTS), которая контролируется тайским предпринимателем с китайскими корнями по имени Keeree Kanjanapas.

bangkok skytrain map

Схема линий BTS в Бангкоке

Экономика Юго-Восточной Азии переживает быстрый рост, который сопровождается урбанизацией. Увеличение городского населения, сопровождающееся повышением жизни его представителей, приводит к росту числа автомобилей на дорогах, а, следовательно, к пробкам. Власти многих азиатских мегаполисов от Сингапура до Мумбаи и Бангалора пытаются решить проблему пробок за счет строительства систем скоростного городского железнодорожного транспорта. Keeree Kanjanapas в прошлом году заявил, что собирается сформировать траст-фонд в размере 50-60 млрд. бат ($1,68 — $2,02 млрд.), который будет заниматься финансированием экспансии системы BTS за пределы центра Бангкока. Этот фонд в этом году был создан под названием BTS Rail Mass Transit Growth Infrastructure Fund. Ему-то и предстоит размещаться на тайской фондовой бирже SET. Покупателям паев в ходе IPO этого бизнес-траста обещают стабильный поток дивидендов, который будет поступать от выручки всей транспортной системы BTS. Размещение планируется провести до середины апреля этого, 2013-го, года. По местным правилам, оператор транспортного проекта, работающий по концессии, должен выплачивать своим акционерам не менее 90% от чистой прибыли. Это и привлекает инвесторов к подобным проектам. Нужно только учесть, что многие годы BTS была либо вовсе убыточной, либо функционировала с мизерной, чисто символической, чистой прибылью, выйдя в хорошую прибыль только совсем недавно — по итогам 2012 года (2,1 млрд. бат при выручке в 9,2 млрд. бат).


  • rootshell

    Пошла активная рекламная компания перед IPO BTS Rail Mass Transit Growth Infrastructure Fund. В прессе, в рекламе на всех станциях самой банкогской надземной системы BTS Skyline. Рекламируют сайт фонда: http://www.btsgif.com

    Вот такие вот плакатики можно увидеть сейчас в Бангкоке, перемещаясь по системе BTS:

  • Итак, результаты этого IPO. Разместились по верхней границе диапазона цен: 10,8 бат за акцию. Нижняя граница размещения была обозначена на уровне 10,4 бата. Фонд привлек $2,13 млрд. в результате этого IPO. В этом году IPO BTS Group Holdings — второе по размеру в Азии после IPO Zoetis, которое в январе этого года привлекло $2,2 млрд. Причем около 38% (на $800 млн.) размещения выкупили стратегические инвесторы в лице Morgan Stanley Investment Management, Schroder Investment Management и 20 других компаний.

    Так что, привлеченные денежки через десяток лет материализуются в виде запланированных к 2029 году 508 километров скоростных железнодорожных городских путей (сейчас их всего 79,5), то есть система надземного метро покроет весь Бангкок, а не только его центр.

    Успех IPO BTS Group Holdings приведет к волне новых IPO в Юго-Восточной и Восточной Азии. Так, скоро произойдет размещение акций индонезийской торговой сети Matahari Department Store. Переподиска на эти акции уже сейчас достигла пятикратного уровня.

  • Чистая прибыль BTS за третий квартал выросла на 98%, составив 959 млн. бат. Благодаря этому, компания выплатит около 6 млрд. бат своим акционерам в виде дивидендов (компания обещала выплачивать не менее 1 млрд. бат в год своим акционерам). На текущий момент у BTS есть резерв наличности в размере 32,2 млрд. бат на бизнес-экспансию.
    BTS ожидает поставку новых поездов, произведенных в Китае, в этом месяце. 5 декабря 2013 эти новые поезда пройдут свои первые тестовые поездки. Новые поезда позволят увеличить объем пассажироперевозок оператора метро на 10,6%.
    Также BTS участвует в разработке технико-экономического обоснования строительства MRT в Джакарте, Индонезия. Возможно, компания подаст заявку на 40-летнюю концессию Jakarta Monorail.
    В год BTS Skyline обеспечивает в Бангкоке более 53,5 млн. поездок.

  • BTS участвовала в тендере на 30-летнюю концессию по управлению 16-ой линией пекинского метро, но потерпела неудачу. Концессия досталась китайской компании Beijing MRT, предложившей лучшие условия. В компании BTS не отчаиваются, а продолжат поиски международных проектов, в которых можно принять участие.

  • Компания BTS и ее мажоритарный акционер и глава совета директоров Keeree Kanjanapas обрушились с критикой на новое правило финансирования проектов, принятое во время правления нынешней тайской военной хунты. Правило требует от тех частных компаний, которые подают заявки на управление запланированными к постройке желтой и розовой линиями бангкокского метрополитена, инвестировать 100% стоимости проекта в постройку линий из своих средств: http://www.bangkokpost.com/news/general/585229/bts-slams-new-funding-policy
    Хунта хочет ускорить строительство инфраструктуры в Бангкоке и сэкономить бюджетные денежки. Кири Каджанапас возражает, что концессия на управления линиями рассчитана всего на 30 лет. За это время компания даже с долгами не успеет расплатиться, не говоря уже об извлечении прибыли. Кири Каджанапас давит на то, что при новой инвестиционной политике BTS придется резко поднять стоимость поездок в Skyline. Скорее всего, хунта отыграет назад. Повышение стоимости поездок в метрополитене коснется большого пласта бангкокского среднего класса, который будет недоволен хунтой. Военные вряд ли на это пойдут. Наоборот, они стараются всячески задобрить население Таиланда популизмом.