Логистика как ключ для развития экономики Лаоса

Laos_logisticsНе так давно еще было популярным мнение, что Лаосу — стране, не имеющей выхода к морю, — просто не повезло. Считалось, что экономика зажатой между другими динамичными государствами Азии (у которых полным-полно удобных гаваней и портов) страны обречена развиваться гораздо медленнее экономик своих более удачливых соседей.

Но, по всей вероятности, Лаос наконец-то получит в ближайшем будущем ускорение развития своей экономики благодаря геополитике: страны Юго-Восточной Азии задумали объединяться в единое экономическое пространство, а Китай (с населением 1,3 млрд. человек и ВВП объемом в $7 трлн.) решил инвестировать крупные средства в строительство автомобильных и железных дорог для увеличения объемов торговли со странами блока ASEAN (с населением более 600 млн. человек и совокупным объемом ВВП в $2 трлн.). Однако, для Лаоса нет гарантий того, что это подстегнет местную экономику. Под лежачий камень вода не течет.

На текущий момент ВВП на душу населения в Лаосе составляет $1400 в год. Меньше ВВП на душу населения из 10 стран Юго-Восточной Азии только у Камбоджи и Мьянмы. Некоторые подвижки сближения экономик Таиланда и Китая через территорию Лаоса есть. В 2011 году был подписан меморандум о понимании между Таиландом и Китаем, который бы позволил транспортировать прошедшие тайский пограничный контроль фрукты из Таиланда через пограничный переход у лаосского городка Мохан в юго-западную китайскую провинцию Юньнань без прохождения лаосских таможенных проверок, без перегрузки товара в лаосские грузовики и без задержек. Это соглашение позволило увеличивать объемы поставок тайских фруктов в Китай по суше на 45% в год по сравнению с 20%-ми темпами прироста, которые наблюдались до подписания меморандума. Однако, лаосские грузоперевозчики ничего не получили от этого грузооборота, который проходит мимо них. Это как раз пример, иллюстрирующий необходимость создания в Лаосе собственной производственной базы.

В этом плане, Лаосу есть, что предложить: природные ресурсы, возможности развития энергетики, а также молодое население. Зарплаты растут в Китае и странах Юго-Восточной Азии, кроме Лаоса, где средняя месячная зарплата составляет всего $86. Производители мебели, одежды и продуктов питания потенциально сильно выиграют, если построят в Лаосе свои фабрики, нанимая на лаосских работников. После создания современной транспортной инфраструктуры, которая позволит экспортировать продукцию быстро и дешево, небольшая стоимость местной рабочей силы позволит бизнесу максимизировать прибыли.

Власти Лаоса не сидят, сложа руки. Подготовлена система мотивации для иностранного бизнеса: уравнение в правах для лаосских и иностранных инвесторов, позволяющие свободно покупать иностранцам и иностранным компаниям недвижимость в стране; власти Лаоса предоставляют также отмену налогов до 10 лет для бизнеса, который открывается в некоторых, указанных отраслях, в частности, расположенных в специальных экономических зонах. Экономические зоны располагаются вдоль дорог, связывающих Таиланд с Китаем и Таиланд с Вьетнамом.

Так, инвестор, который вложится в строительство завода по переработке продукции АПК в специальной экономической зоне Vita Park Special Economic Zone (21 км от Вьентьяна, столицы Лаоса, возле хайвея номер 13, объединяющего главные города и аэропорты Лаоса с южным Китаем), может рассчитывать не только на дешевую рабочую лаосскую силу, но и на обнуление ввозных и вывозных пошлин и 10-летнюю отмену налога на прибыль. В этом примере подразумевается, что сырье будет ввозиться из Таиланда, а Лаос будет получать добавленную стоимость от переработки этого сырья и транспортировки готовой продукции в Южный Китай.

Во второй специальной экономической зоне, Savan-Seno SEZ, расположенной во втором по размеру городе Лаоса — Саванакхете, вдоль транспортного коридора из Таиланда во Вьетнам уже обосновали свои производственные мощности 32 компании. Даже Toyota планирует разместить здесь производство различных мелочей для салонов автомобилей.

Во Вьентьяне, столице Лаоса, в 2014 году будет завершено строительство крупного контейнерного склада возле железнодорожной станции Thanaleng, на лаосском языке более известной как Ban Dong Phosy. Здесь будет расположен крупный логистический хаб для обслуживания грузоперевозок по направлению из Таиланда в Лаос и в Китай. Скоростные железные дороги, которые свяжут весь регион, позволят путешествовать из Бангкока во Вьентьян всего за 3 часа. А это сильно увеличит доходы Лаоса от туризма. Яркое будущее Лаоса уже показывается на горизонте. Другой вопрос, как глобальному инвестору на этом заработать, учитывая, что на Лаосской фондовой бирже торгуются акции только двух компаний, а объемы этих торгов откровенно смешные?


  • В 2012 году Лаос посетил 3,1 млн. туристов (для сравнения: население всего Лаоса — около 7 млн.человек)

  • Инвесторы, вложившиеся в постройку малых ГЭС в Лаосе, предложили правительству этой страны обеспечить покупку вырабатываемой на этих ГЭС электроэнергии по специальным тарифам, выше среднерыночных. Иначе эти малые ГЭС рискуют работать в убыток.

  • По мере дальнейшей интеграции экономики Лаоса в глобальную, становится ясно, что в столице страны, городе Вьентьяне, не хватает офисных площадей для международных компаний. Уже существует два проекта строительства офисных небоскребов: New World за $600 млн. долларов США и 150-метрового здания World Trade Center. Последний помимо офисов будет включать торговый центр, частные аппартаменты, и 5-звездный отель.

  • Прогнозный общий рост пяти крупнейших экономик ASEAN (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Сингапур) за 2014-ый год оценивается на уровне 5,1%.

  • Власти Лаоса зазывают иностранных инвесторов поучаствовать в строительстве дорог в стране на основе частно-государственных партнерств. Два текущих проекта: дорога из столицы в Ванг Вьенг и дорога из Паксана в провинцию Боликхамсай. На государственные деньги Лаоса дорожную сеть не построить: в Лаосе большие проблемы с наполняемостью бюджета.

  • Финансовая инфраструктура в Лаосе также недоразвитая. Эту брешь спешат заполнить тайские банки. Так, CIMB Thai открыл недавно свое отделение в столице Лаоса, городе Вьентьяне. Стоит напомнить, что сам CIMB банк малайзийский. CIMB стремится поспеть за своим старшим конкурентом — MayBank, — в экспансии в странах ASEAN.

  • Плохо, что тайским водителям грузовиков не разрешено возить грузы на территории Лаоса и Вьетнама. Груз из Бангкока идет через тайско-лаосскую границу, где прицеп отцепляют от тайского тягача, прицепляют к тягачу с вьетнамским или лаосским дальнобойщиком, после чего груз идут в Ханой или другие города Вьетнама. Думаю, что по мере дальнейшей интеграции в рамках AEC, дальнобойщики смогут без проблем ездить по всем странам Юго-Восточной Азии. Так, как происходит, например, на территории Европейского Союза. Более эффективно иметь единые водительские права, которые признаются по всей Азии.