Китайский интернет-гигант Alibaba Group за $1 млрд. получил контроль над Lazada Group, самой популярной площадкой электронной коммерции в Юго-Восточной Азии. Отдельные интернет-площадки Lazada существуют для 6 стран региона: Вьетнама, Сингапура, Малайзии, Индонезии, Таиланда и Филиппин. А сама Лазада — это детище немецкого стартап-инкубатора Rocket Internet, стратегия которого заключается в том, чтобы скопировать успешную бизнес-модель американских онлайн-сервисов и запустить эту модель на перспективных развивающихся рынках, а Юго-Восточная Азия с ее более чем шестистами миллионами человек населения — рынок более чем перспективный для развития онлайн-торговли.
По условиям сделки, Alibaba купит на $500 млн. акции из новой допэмиссии Lazada, а на другую половину миллиарда долларов выкупит пакеты акций других акционеров: самого Rocket Internet (продает 9,1% за $137 млн. наличными, остается пакет в 8,8%), британского ритейлера Tesco (8,6% на продажу за $129 млн, остатеся пакет в 8,3%) и шведской компании Investment AB Kinnevik. Для Алибабы покупка контроля в Lazada дает выход на рынки стран Юго-Восточной Азии, что обеспечит диверсификацию на фоне замедления китайской экономики. Ожидается, что к 2020-му году объем онлайн-продаж в Юго-Восточной Азии превысит $70 млрд. (например, $6 млрд. было за 2015 год). Tesco деньги от продажи доли требуются для того, чтобы заткнуть дыру в капитале. Все продавцы согласились реализовать по адекватной цене оставшиеся пакеты акций в течении 12-18 месяцев после подписания бумаг, если Alibaba выразит такое намерение. Если рассматривать Lazada как технологический стратап (коим он и является де факто), то вложение Алибабы в данный актив можно считать седьмым раундом венчурных инвестиций. Первый раунд состоялся в ноябре 2012-го года.
Впрочем, глобальному инвестору, исповедующему стоимостной подход (value investing), активы подобные не покажутся стоящими вложений или даже размышлений о вложениях. Lazada генерирует каждый год одни только убытки. Да, ее выручка растет. Компания застолбила место под солнцем, агрессивно подвинув местных конкурентов. Но так же стремительно растут и ее убытки. Похожая ситуация наблюдается и у конкурентов Lazada. Так, популярная тайская онлайн-площадка электронной коммерции Tarad.com, купленная Rakuten в 2009-м, в прибыль так и не вышла до сих пор. Японцы из Rakuten Inc. предпочли недавно продать 67% Tarad.com тайской фирме Porar Web Application, то есть избавились от всей своей доли в активе. Вообщем, если тема раскручена и обласкана вниманием публики, еще не факт, что это хорошая инвестиция.