BNSF Railway Co., один из крупнейших в США потребителей дизеля, планирует протестировать использование природного газа в качестве топлива для своих локомотивов. Некоторые эксперты говорят, что переход железных дорог на использование природного газа может потребовать немало времени.
Если эксперимент окажется успешным, это может привести к ослаблению доминирования нефти и продуктов из нее и откроет новую сферу применения излишков дешевого газа в Северной Америке. Сланцевая революция, приведшая к резкому снижению цен на газ в США, мотивирует американскую промышленность от электроэнергетики до судов-буксиров и химической промышленности переходить на природный газ. Если американские железные дороги присоединятся к этому тренду, то это может стать наиболее радикальным изменением в индустрии железнодорожного транспорта за последние десятилетия. Глава BNSF даже сравнил этот переход с более ранним отказом железных дорог от паровозов в пользу локомотивов с двигателями внутреннего сгорания.
В процессе перехода от дизеля к природному газу проблем у американских железнодорожников предвидится масса: здесь и необходимость в одобрении регуляторов, связанном с повышенными требованиям к безопасности газовых цистерн, и иная технология заправки локомотивов. Дешево такой переход сделать также не получится: чтобы переделать дизельный локомотив (стоимость которого примерно 2 млн. долларов США) для возможности использовать в его двигателе газа в качестве топлива, придется вложить еще примерно один миллион долларов. Однако, экономия от использования дешевого природного газа довольно быстро окупит вложения в доработку.
Вообще, BNSF, которая находится под контролем у Berkshire Hathaway Уоррена Баффета, продумывала переход на газовые локомотивы с дизельных еще в конце 1980-х годов, но свернула эти планы, когда цены на газ выросли.
На этот раз ситуация может быть другой. Если галлон дизеля в прошлом году, в среднем, стоил в США в $3,97, то количество газа, при сгорании которого вырабатывается эквивалентное количество энергии, стоило всего 48 центов (промышленные цены). Эта разница не обязательно будет реализована в виде потенциальной экономии. Ведь для сжижения газа перед впрыскиванием в газовый котел, требуется затратить много энергии. Также, трансформация даже небольшой части из 6900 локомотивов компании BNSF может вылиться в круглую сумму.
BNSF сотрудничает с производителями локомотивов (GE, Caterpillar), чтобы сделать их способными работать как на дизеле, так и на природном газе. Последний поможет снизить издержки на топливо и достичь соответствия будущим требованиям федеральных стандартов загрязнения воздуха, вступающим в силу через 2 года. Новые локомотивы будут работать на LNG (сжиженный природный газ), который позволит двигаться поездам дольше до необходимости заправки при сходной тяге. Изменения в экологических требованиях по загрязнению воздуха так и так заставили бы железнодорожную компанию вкладываться в оборудование дизельных локомотивов дорогостоящими устройствами для контроля уровня загрязнения. Газовые локомотивы экологичнее дизельных, это еще одна причина, толкающая компанию на трансформацию в газовом направлении.
Canadian National Railway Co. (крупнейшая железнодорожная компания Канады) в сентябре прошлого года модифицировала два своих локомотива для использования в котлах смеси 90% LNG и 10% дизеля. Пока в компании говорят о необходимости радикального изменения логистики для перехода на газ, включая топливную, поэтому об успехе или неудаче их пилотного проекта судить еще не берутся.
Несмотря на то, что потребление дизельного топлива в США железнодорожными компаниями составляет всего 6% от всего используемого в стране количества (крупнейшим потребителем дизеля в США являются грузовики-трейлеры, на которых осуществляется львиная доля транспортировки грузов в Америке на большие расстояния), некоторые эксперты считают, что решение BNSF протестировать использование природного газа в качестве топлива, может оказать на энергетические рынки сильное психологическое влияние. Подобные решения заставляют людей думать и прогнозировать возможное будущее. Кто знает, как сильно упадут цены на нефть в случае массового перехода транспортной индустрии на LNG?