Bangkok Expressway

Bangkok ExpresswayБангкок, столица Таиланда, печально известен своими пробками. Последние 30 лет руководство страны пытается различными методами решить проблему транспортного коллапса в городе. В итоге транспортная система Бангкока получилась весьма хаотичной (надземное метро — BTS, подземное метро — MTR, система надземных хайвеев, транспорт по реке Чао Прайя и прочее). Здесь и целая система экспрессвеев и развязок, которые подвешены над поверхностью земли на бетонных опорах. Не обошлось и без неудач в плане строительства подобной инфраструктуры: так, начатый в 1990-м году проект Bangkok Elevated Road and Train System (BERTS), также известный под названием Hopewell Project по названию компании-контрактора, по возведению надземных хайвея и железной дороги из центра Бангкока в аэропорт Don Muang провалился, не будучи законченным даже на 13%. В итоге Бангкок получил свой Стоунхендж на запланированном маршруте в виде тысяч бетонных опор для высотной дороги.

Но я бы хотел остановиться подробнее на успешной истории — компании Bangkok Expressway Public Company Limited (тикер на SET: BECL), которая является оператором 30-летней концессии на строительство и управление Si Rat Expressway, одной из 8-ми систем скоростных экспрессвеев Бангкока. Ее дочерняя компания, Northern Bangkok Expressway Company Limited, получило концессию от Expressway Authority of Thailand (EXAT) на строительство и управление еще одного экспрессвея Бангкока — Udon Ratthaya Expressway (Bang Pa-in — Pak Kret Expressway). В условиях обеих концессий были оговорены выплаты дивидендов по акциям BECL не менее 1,2 бата на акцию. Дивидендная доходность акций ежегодно превышает уровень инфляции тайского бата, составляя от 4 до 7%.

bangkok_expressway_chart

Денежные потоки компании формируются, главным образом, за счет взимания платы за проезд. Активно внедряется система Easy Pass для электронного взимания платы за проезд, что может, по мнению руководства, уменьшить время ожидания в автомобильной очереди. Годовая выручка Bangkok Expressway за последние 5 лет находится примерно на одном уровне, колеблясь возле уровня 6-7 млрд. бат в год. Чистая прибыль стабильна возле отметки 1,5 млрд. бат в год. На выплату дивидендов уходит до 70% годовой чистой прибыли. Дивиденды выплачиваются дважды в год, что гарантирует от образования задергов котировок акций компании на SET перед закрытием реестра. Лимит на долю нерезидентов в компании обозначен в размере не более 49% акций компании.

Как можно увидеть на графике сверху, акции компании в данный момент торгуются на фондовой бирже Таиланда на своих исторических максимумах. P/E равен 11,4, P/BV неплох: 1,17. Рост котировок акций, с большой долей вероятности,  связан с оптимистичными результатами по результатам трех кварталов 2012-го года по сравнению с плохими результатами 2011-го года, вызванными влиянием масштабных наводнений в Таиланде.

Резюме: Если глобальный инвестор испытывает восхищение от развязок Бангкока и его высотных экспрессвеев, то можно вложиться в акции Bangkok Expressway, чтобы помимо захватывающих дух эмоций что-то капало и на карман. Денежный поток стабильный, дивиденды выплачиваются, по меркам тайской инфляции и местных процентных ставок по депозитам, неплохие. Правда, неизвестно, что будет с концессией после ее окончания (по первому проекту это будет 2020-ый год, а по дочерней компании — 2027-ой год). Будет ли эта концессия продлена и на каких условиях. Вот в чем вопрос. Вечно выдаивать денежный поток вряд ли удастся, ибо ничего вечного, созданного руками человека, в этом мире еще не изобретено. Энтропию еще никто не отменял.