Сам я собирался раскошелиться на расшифровку моего ДНК у Genotek, заказав сначала их генетический паспорт. А потом, если всё мне понравится, планировал у них же сделать полную расшифровку моего генома. За последние 2 десятилетия генетические данные революционизировали современную медицину и науку. Поэтому я с большим интересом отслеживаю информацию как о зарубежных, так и российских стартапах, пытающихся монетизировать мощную волну интереса к расшифровке человеческого генома и дальнейшему использованию этих данных в медицинской практике. Ниже привожу репост с любопытной информацией о Генотек от Алексея Подклетного, автора телеграм-канала Дизраптор:
Вчера компания Genotek выкупила сервис телемедицинских консультаций «Яндекс Здоровье». Сделка весьма интересная — Яндекс скинул не очень профильный «экспериментальный» актив, а Genotek сможет состряпать любопытный составной продукт — медицинские онлайн-консультации и чекапы, подкрепленные генетическими данными.
Глядя на эту сделку, решил написать пост про саму Genotek. Как эта компания вообще появилась, как развивалась, и что делает:
В 2010 году студент биофака МГУ Валерий Ильин с двумя друзьями делали учебный проект. В процессе им приглянулась концепция американского стартапа 23andMe. 23andMe выявлял предрасположенность к ряду наследственных заболеваний с помощью анализа 23 пар хромосом (отсюда и название). Товарищи загорелись идеей сделать нечто похожее в РФ, но в бизнесе понимали мало. Благо, у МГУ был неплохой бизнес-инкубатор, и команда будущего Genotek стала его резидентом.
Там они подтягивали бизнес-навыки, а заодно получили материально-техническую базу для работы. Вскоре пришел первый важный заказ. Институт цитологии РАН подрядил молодых ученых обнаружить генетические маркеры, определяющие реакцию крыс на медицинские препараты. Сумма заказа была небольшая, но команда справилась. Вскоре полетели и другие заказы, тоже в области генетики. На эти заказы команда жила, параллельно разрабатывая собственную IT-систему для обработки и интерпретации геномных данных. Делали это на чистом энтузиазме, без инвестиций.
К 2013 году, когда команда набила руку в генетических исследованиях и продвинулась с разработкой собственной технологии, прилетели первые вложения в размере пол миллиона $. Тогда и решили вспомнить модель 23andMe и выходить в B2C. Компания расширила штата (особо усилили функцию обработки данных), закупила новое оборудование и реагенты, а также выделила средства на маркетинг.
Вскоре у Генотек появилось несколько продуктов. В B2B никуда не делись заказные научные исследования, а в B2C появилась общая диагностика наследственных заболеваний и выявление предрасположенностей, генетическая диагностика при планировании семьи, а также определение происхождения. Хотя последний продукт (тот самый «генетический паспорт») был самым дешевым, именно он стал самым известным. Компания метко нащупала продуктовую гипотезу «уникального подарка» и стала вливать неплохие маркетинговые бюджеты в промо своих ДНК-тестов. Думаю, вы помните, как несколько лет назад их рекламировали из каждого утюга.
В 2014 году оборот Генотек составил ~1 млн долларов и продолжал расти. При этом в отличие от многих венчурных стартапов компания довольно быстро стала прибыльной. В 2016 и 2017 г. Генотек привлек еще несколько млн $ инвестиций от частных лиц и фармы.
В 2019 г. около 80% выручки Генотек приходилось на B2C-продукты, и компания активно развивалась на зарубежных рынках. Тут, правда, был нюанс, что многие страны запрещали вывозить генетический материал, но компания всё равно умудрялась сотрудничать со многими зарубежными клиниками. При этом Genotek — не просто бизнес-проект, а действительно наукоемкий бизнес с собственной научно-исследовательской базой, технологиями и ноу-хау. Так что, компания не только умела определять, на сколько процентов вы узбек. Её привлекали и к серьезным работам национального масштаба — например, Genotek вошел в консорциум COVID-19 Host Genetics, созданный для изучения генетических факторов устойчивости к ковиду.
В 2020 году Яндекс вместе с другими компаниями вложился в медико-генетический центр Генотека. Так что, компании уже давно сотрудничают, а нынешняя сделка не с небес свалилась.
Сейчас на сайте компании написано, что в её лаборатории в Москве работает 125 человек, в том числе 5 докторов наук и 9 кандидатов. Компания предлагает 15 различных ДНК-тестов для физлиц (от «генетического паспорта» до анализа отдельных заболеваний) и различные виды медицинских исследований на заказ. Но после сделки с Яндексом продуктовая линейка Генотека явно расширится.