OISHI запускает франшизу японского фастфуда

образцы блюд из ресторанчиков Oishi Biztoro в БангкокеТайская публичная компания Oishi Group получает выручку из двух основных бизнес-направлений: напитков и еды. Что касается напитков, то компания производит популярные в Таиланде и в других странах Юго-Восточной Азии бутилированные зелёные чаи под одноименным брендом. Что касается еды, то основную часть выручки от данного направления приносят японские ресторанчики, японские буфеты и сети японского фастфуда под разными брендами. Оставшаяся, пока несущественная в масштабах всей группы, часть выручки направления еды поступает от продажи продуктов быстрого приготовления. Направление еды у компании после пандемии показывает рост выручки по итогам 2022 года аж на 50%. Ради дальнейшего увеличения прибыли топ-менеджмент тайской компании запускает с января 2023 года франшизу японских ресторанов фастфуд Oishi Biztoro. Сейчас собственных заведений этой сети у компании 8 штук. Первый ресторан по франшизе открылся в торговом центре Central Ayutthaya в провинции Аюттхая на севере от Бангкока. В 2023 году топ-менеджеры группы планируют продажу 10-15 франшиз Oishi Biztoro для новых ресторанов сети в Бангкоке. Ждут также заявок от иностранных франчайзи (покупателей франшизы).

Ресторанчики оформлены в японском стиле:

внешний заведения oishi biztoro, вид с улицы

Внутри заведения Oishi Biztoro:

касса для заказа с меню в заведении oishi biztoro

Несколько интересных фактов об Oishi Group

  • основателем бизнеса был эксцентричный тайский бизнесмен китайского происхождения Тан Пасакорнати (по-английски: Tan Passakornnatee, по-тайски: ตัน ภาสกรนที), позже ставший долларовым мультимиллионером и вошедший в топ-50 богатейших людей Таиланда;
  • Oishi Group начала работать в 1999 году с одного ресторана суши. Далее Тан Пасакорнати открывал новые заведения японского общепита в различных форматах, параллельно экспериментируя с выбором блюд. Причем в 90-ые годы XX века в Таиланде главными посетителями японских ресторанов были японские экспаты и иностранные туристы. Тан же решил фокусироваться на растущем тайском среднем классе и, как показало время, не прогадал. Японская кухня завоевала сердца и желудки зажиточных тайцев. А бизнес-модель Oishi Group оседлала мощный восходящий тренд потребительских предпочтений;
  • настоящий же успех компании был связан с зеленым чаем. Тан заметил, что зелёные чаи пользуются высоким спросом у посетителей его японских ресторанов. Предприниматель и его бизнес-партнеры решили запустить новое направление бизнеса группы — производство и дистрибуцию бутилированного зеленого чая различных вкусов под единым брендом Oishi. Рынок в Таиланде был пуст на тот момент, поэтому Oishi Group быстро стала монополистом. Это позитивно сказалось на прибылях компании. Например, по итогам 2004 года чистая прибыль Oishi Group подскочила аж на 2000%;
  • успех по захвату рынка бутилированного зелёного чая в Таиланде был также обеспечен за счет чрезвычайно эффективного маркетинга. Тан Пасакорнати, будучи сам по себе весёлым и колоритным персонажем, с удовольствием снимался сам в многочисленных рекламных роликах, устраивал розыгрыши золотых слитков, люксовых немецких автомобилей и прочих дорогих вещей среди покупателей зелёного чая Оиши. В Таиланде народ в массе своей простой, доверчивый. Культура сельская и иерархическая. При этом привычку к критическому мышлению (как вакцину против маркетинговых уловок) имеет лишь горстка бангкокских интеллектуалов. Так постепенно тайцы распробовали и полюбили пить холодный зелёный чай из холодильников супермаркетов;
  • в 2004 году Oishi Group провела IPO своих акций на Тайской фондовой бирже SET. Делистинг акций произведен в сентябре 2023, после консолидации ThaiBev 98,5% в уставном капитале Oishi Group. Раньше тикер у этих акций был: OISHI;
  • к 2008-м году Тан Пасакорнати и его бизнес-партнеры продали долю в 89,93% в Oishi Group компании ThaiBev тайского миллиардера Чароена Сиривадханабхакди (по-английски: Charoen Sirivadhanabhakdi, по-тайски: เจริญ สิริวัฒนภักดี), выйдя из бизнеса. Доля ThaiBev в Oishi Group на начало 2023 года составляла 79,66%. Тан работал президентом компании до 2010 года;
  • в 2010-м году Тан Пасакорнати уволился из Oishi Group и основал конкурирующего тайского производителя бутилированного чая — Ichitan. Бизнес-таланты Тана и его харизма сделали чай ичитан суперпопулярным в Таиланде. Между Oishi и Ichitan с тех пор ведется ожесточенная конкурентная война.

Японский общепит в Таиланде: основные тенденции

Игроков в сфере японского общепита в королевстве Таиланд помимо Oishi предостаточно. С каждым годом открываются всё новые и новые японские рестораны различных форматов. По данным из отчета Japan External Trade Organization (JETRO), в конце 2022 года в Таиланде работало 5325 японских ресторанов, что на 21,9% больше, чем годом ранее. Сам отчет с разбивкой по типам ресторанов (суши, рамэн, общая японская кухня, cукияки/шабу-шабу, идзакая, донбури, ёсёку, тэппанъяки и др.), по географии (Бангкок, 5 соседних к столице провинций, оставшиеся провинции) доступен лишь на тайском (локальная версия TH) и японском (локальная версия JA) языках.

Кстати, некоторые японские рестораны в Бангкоке премиального сегмента закупают рыбу и морепродукты на культовом оптовом рынке Тоёсу в Токио.

Автору блога GlobalStocks.ru довелось несколько раз отобедать в японском буфете Шабуши (это один из форматов японских ресторанов в собственности Oishi Group) в Бангкоке. Реально хватило двух визитов туда, чтобы захотеть чего-то другого в плане еды. А еще мне очень нравилось блюдо жареная скумбрия по-японски (saba no shioyaki или по-японски: 鯖の塩焼き) в одном из японских сетевых фастфуд-заведений, представленных на фуд-кортах торговых центров Big C и Big C Extra в Паттайе. На тарелке подавалась рыба в соусе и порция риса к ней. Цена порции была 120 бат. Это в 2 раза дороже, чем любое из блюд тайской кухни на этом же фуд-корте. Но оно того стоило. В том общепите выбор был из 10-12 блюд японской кухни, но я предпочитал сабу. Это я к тому, что успех заведений Oishi Biztoro в Таиланде отнюдь не гарантирован. На тайском рынке общепита полно сильных конкурентов.