Производитель японских леденцов Sakumaseika закрывает бизнес

оловянные банки с культовыми японскими леденцами Sakuma, производимыми компанией Sakumaseika с 1908 года, то есть уже 114 летНовость о ликвидации бизнеса Sakumaseika со 114-летней историей вызвала печаль у японцев всех возрастов. Ведь четыре поколения японцев выросли, наслаждаясь вкусом леденцов Sakuma (по-японски: サクマドロップス). Многие в Японии коллекционируют оловянные банки от леденцов сакума, так как их дизайн часто менялся. Однако, несмотря на обилие лояльных покупателей, менеджмент компании Sakumaseika (佐久間製菓) принял решение ликвидировать бизнес . В этот день на фабрике Sakumaseika будет произведена и отгружена последняя партия леденцов сакума. Сто работников фабрики в Хатиодзи столичного округа Токио ожидает увольнение. Причины для ликвидации бизнеса следующие: инфляция (рост цен на сырье и издержек фонда заработной платы персонала), слабая йена, резкий спад продаж во время пандемии COVID-19, демпинг со стороны конкурентов. Менеджмент не пошел на поднятие цен на производимые конфеты, так как в Японии за подобными решениями обычно следует «потеря лица». В итоге компания годами несла убытки, что не могло продолжаться вечно.

История компании Sakumaseika

Компания Sakumaseika была основана в 1908 году японским кондитером по имени Содзиро Сакума (Sojiro Sakuma). Эта был конец эпохи Мэйдзи, во время которой Япония из отсталой феодальной островной страны превратилась в мощное имперское государство. Основным производимым продуктом компании были ставшие знаменитыми по всей Японии леденцы на основе фруктовых соков сакума (sakuma drops). Причем в оловянной фирменной банке содержатся леденцы восьми вкусов и, соответственно, разных цветов:

  1. виноградные (фиолетовые);
  2. яблочные (зеленые);
  3. лимонные (полупрозрачные);
  4. клубничные (красные);
  5. ананасовые (желтые);
  6. мятные (белые);
  7. с шоколадным вкусом (коричневые);
  8. апельсиновые (оранжевые).

Работая кондитером, уроженец префектуры Тиба Содзиро Сакума, задался целью локализовать производство в Японии импортных британских конфет. После серии длительных экспериментов с ингредиентами японский кондитер достиг-таки поставленной цели. Стоит упомянуть, что в начале XX века леденцы, конфеты, шоколад и печенье были редкостью в Японии. Леденцы сакума стали пользоваться большим спросом в городах Японии, и к началу Второй мировой войны кондитерские фабрики компании Sakumaseika в Осаке и в оккупированной японцами Маньчжурии производили популярные сладости для азиатских потребителей.

Во время Второй мировой войны в Японии и на оккупированных ею обширных территориях в Восточной Азии возникли существенные проблемы со снабжением сахаром. Производство пришлось остановить. А во время авианалетов союзной авиацией были разбомблены и сожжены оба завода компании и ее главный офис в Икэбукуро, Токио. Но, как ни странно, бизнес уцелел.

В 1948 году два человека, имевшие деловые отношения с семьей основателя Sakumaseika, решили возродить производство сладостей по старым рецептам. Среди хаоса послевоенного периода произошло возрождение бизнеса, но с разделением его между двумя компаниями. Оригинальный бренд (красная банка) и название 佐久間製菓 , написанное по-японски иероглифами кандзи, остались за бизнесменом по имени Ёкокура Шинносуке из административного района Минамитама в Токио. Конкурирующая компания Sakuma Confectionery взяла то же название бренда, но написанное катаканой (サクマ製菓). Их банки с леденцами оформлены схожим образом, но они зеленого цвета. Кстати, Sakuma Confectionery по состоянию на 2022 год остается на плаву, несмотря на грядущую самоликвидацию «сестры».

За пределами Японии леденцы Sakuma стали известны благодаря трагическому аниме-фильму Могила светлячков 1988 года японского режиссёра Исао Такахаты. Этот фильм изображает скитания и лишения молодых сирот подростка Сэйты и его младшей сестры Сэцуко в Кобе в конце Второй мировой войны.

Стоит также упомянуть, что по отзывам владельцев конфетных лавок в городах Японии, основными покупателями леденцов Sakuma выступают представители обширного поколения 50-60-летних. Для них эти леденцы — это ностальгия по детству и юности. У современных же японских детей и подростков выбор сладостей в супермаркетах сейчас в разы шире, чем был у их бабушек-дедушек во времена их юности.