PetroVietnam построит НПЗ за $18,5 млрд на юге Вьетнама

НПЗ Dung Quat в провинции Куангнгай в центре Вьетнама, который принадлежит и управляется нефтегазовой госкорпорацией PetroVietnamРуководство вьетнамской государственной нефтегазовой корпорации Vietnam Oil and Gas Group (PetroVietnam) уже не первый год продвигает идею строительства третьего НПЗ во Вьетнаме. Мощности двух существующих НПЗ — Dung Quat и Nghi Son, — не способны обеспечить нефтепродуктами все потребности уверенно растущей вьетнамской экономики. Около 30% нефтепродуктов Вьетнаму приходится импортировать из-за рубежа. Третий вьетнамский НПЗ в южной провинции Бариа-Вунгтау поможет Вьетнаму выйти на самообеспечение отечественными нефтепродуктами.

После того, как премьер-министр Вьетнама Фам Минь Тинь одобрит проект постройки нового НПЗ, начнутся поиски финансирования. Третий НПЗ будет располагаться на юге страны рядом с крупнейшим вьетнамским мегаполисом Хошимином, чья доля потребления нефтепродуктов — около 45% от общенационального уровня. И это важно, так как транспортировка нефтепродуктов с двух существующих НПЗ из-за недоразвитой транспортной инфраструктуры Вьетнама обходится дорого. Так, первый НПЗ Nghi Son, принадлежащий и управляемый японской нефтяной корпорации Idemitsu Kosan находится на севере Вьетнама в провинции Тханьхоа. А второй НПЗ Dung Quat дочки PetroVietnam, компании Binh Son Refining and Petrochemical был построен в провинции Куангнгай в центре Вьетнама. От покупки доли в 49% НПЗ Dung Quat, кстати, в начале 2016 года отказалась Газпром нефть (вьетнамские власти не смогли дать требуемые дополнительные налоговые льготы). Логистика нефтепродуктов с обоих существующих НПЗ на юг в Хошимин, мягко сказать, затратная.

После окончания строительства новый вьетнамский нефтеперерабатывающий завод сможет перерабатывать от 24 до 26 млн тонн нефти в год. Строительство разделено на две фазы. Первая фаза потребует $13,5 млрд инвестиций, а вторая фаза — $5 млрд. Помимо самого НПЗ, PetroVietnam построит также нефтехранилище.

Критики проекта отмечают, что вьетнамским властям вместо долгосрочных инвестиций в переработку нефти и газа умнее стимулировать переход на электромобили и возобновляемую энергетику. Благо дело, что во Вьетнаме есть собственный производитель электромобилей VinFast, который уже сейчас проводит амбициозную экспансию на развитые рынки США и Европы. Почему бы не поддержать отечественного производителя, выдавая щедрые госсубсидии на покупки электромобилей вьетнамскими гражданами?