Таиланд после коронавируса: инвест-отчет о поездке

вид с балкона моего гостиничного номера в Бангкоке на недавно построенный небоскреб, являющийся штаб-квартирой тайского банка Government Savings Bank - Таиланд после коронавируса успешно восстановил экономикуВообще-то поездку в нечужой для меня Таиланд по делам и ради отдыха я планировал совершить в конце февраля 2020-го года. К сожалению, начавшаяся пандемия коронавируса порвала в клочья эти мои планы. Потом были локдауны по всему миру, отмены авиарейсов между странами, самоизоляция, карантины, вакцинации. Thailand Pass в Таиланде отменили лишь с 1 июля 2022 года. Затем мне пришлось несколько раз откладывать покупку авиабилетов из-за обстоятельств личного характера. В итоге, шанс взглянуть на Таиланд после коронавируса мне выпал только в сентябре 2023 года. Впечатления туристическо-страноведческие от этой двухнедельной поездки я уже описал, сопроводив их большим количеством фоточек, — в статье Таиланд после пандемии: фото и пояснения к ним. В представленном же ниже лонгриде я анализирую мои наблюдения новых трендов и старых закономерностей в тайской экономике, зафиксированные мною после коронавирусной пандемии. И пытаюсь оценить всё это с точки зрения частного глобального инвестора. Те, кому лень читать весь лонгрид полностью, могут ознакомиться с Резюме, где изложены основные выводы.

Первые впечатления от Бангкока после коронавируса

Мне удобнее анализировать ситуацию по состоянию на вторую половину 2023 года, сравнивая с моими наблюдениями восьмилетней давности, так как я жил в тайском королевстве с 2012 по 2015 годы и глубоко вникал в детали того, как работают местные экономика и политическая система. Потом я бывал в Таиланде короткими наездами, так сказать, just for fun. Кроме того, изменения, прошедшие за короткий срок, не так заметны. Плюс, они могут оказаться случайными флуктуациями.

небоскребы, выросшие в моем районе Самсеннай в Бангкоке за время моего отсутствия

Небоскрёбы, выросшие в моем районе Самсеннай в Бангкоке за время моего отсутствия. Это всё жилые «человейники», называются гордо — кондоминиумы. Офисных высоток среди них нет.

В первый же день прилёта в Бангкок мне бросились в глаза следующие вещи: множество новых небоскребов (особенно мне это было заметно в моём райончике — Samsen Nai, район Phaya Thai, так как я там долгое время жил); автомобильные пробки из новых мерседесов, BMW, электрокаров Tesla на улице Сукхумвит во время вечернего часа пик; обилие в розничной продаже импортных товаров из Европы, США, Японии, которые тайцы раньше не употребляли массово (новозеландские яблоки у уличных торговцев, в торговых центрах: норвежская сёмга, виноград из США, итальянские сыры, испанский хамон, оливковое масло, хлопья Kellogg’s, употребляемые вместе с коровьем молоком (!!!) и это при непереносимости лактозы азиатами). Это всё указывало явным образом, что бангкокский средний класс богатеет, вестернизируется, увеличивается количественно, охотно потребляет, в том числе, в кредит.

сёмга из Норвегии на прилавке в гипермаркете бангкокского торгового центра Central Ladprao

Сёмга из Норвегии на прилавке в супермаркете Tops Food Hall бангкокского торгового центра Central Ladprao

импортный испанский хамон в бангкокских магазинах

Импортный испанский хамон на полках бангкокских продуктовых ритейлеров в 2023 году не вызывает удивления. Это конкретное фото сделано в ТЦ Central Ladprao, где бывают белые покупатели, но редко. Навряд ли более сотни человек за целый день работы. То есть и испанский хамон, и итальянские сыры, и норвежскую сёмгу (атлантический лосось), и импортные яблоки из Новой Зеландии потребляют сами тайцы.

Ну, и дополнительный штрих: повсюду на уличных билбордах и ЖК-экранах возле станций метро или внутри торговых центров пестрит реклама долгосрочной туристической визы Thailand Elite для состоятельных иностранцев, желающих комфортно проживать в Таиланде без забот и хлопот. Реклама эта крутится на английском, русском, корейском и китайском языках. Неудивительно, что при таких огромных затратах на маркетинг функционеры Thailand Privilege Card Company Limited были вынуждены поднять цены на самую дешевую 5-летнюю визу с 600 тысяч бат до 900 тысяч. Самая дорогая 20-летняя виза с 1 октября 2023 подорожала с 2 млн тайских бат сразу до 5 млн бат. Вообщем, не для простых смертных стала схема. А ведь виза Тай Элит — это даже не вид на жительство! Понтов много, но прав реальных никаких у ее обладателя не возникает.

реклама долгосрочной тайской визы для иностранцев Thailand Elite на корейском языке, транслируемая на большом экране внутри пафосного бангкокского торгового центра Siam Paragon

Реклама долгосрочной тайской визы для иностранцев Thailand Elite на корейском языке, транслируемая на большом экране внутри бангкокского торгового центра Siam Paragon

Инфляция тайского бата: личные ощущения и расчеты «на коленке»

Экономика Таиланда славится низкой инфляцией национальной валюты — тайского бата. И это большое преимущество для инвестиций в активы, номинированные в тайских батах. Инвестор может быть уверен, что даже скромные 3% годовой дивидендной или купонной доходности всяко-разно, минимум, отобьют местную инфляцию. Да, когда Таиланд был одним из азиатских тигров в начале 1990-ых годов, тайская экономика прирастала двухзначными темпами. И инфляция тоже была двухзначной. Что касается моих расчетов на вторую половину 2023 года, то за десятилетний период цены на продовольствие в Таиланде выросли где-то на скромные 20-25%, то есть цены прирастали, в среднем, на 2-2,5% в год. Что для российского читателя, пережившего кратную рублевую девальвацию 2014-го года, всеобщее подорожание товаров во время СВО, может показаться совсем смешным уровнем прироста цен.

као ман гай - простое и недорогое тайское блюдо

Например, есть такое популярное тайское блюдо — као ман гай (по-тайски: ข้าวมันไก่ , по-английски: Hainanese chicken rice, по-русски: курица с рисом по-хайнаньски). Очень простое, народное блюдо, которое доступно во многих уличных забегаловках в Таиланде. Исторически блюдо это начали готовить в королевстве китайские иммигранты с острова Хайнань. Потом тайцы интегрировали данное китайское ноу-хау, попутно творчески доработав его, в местную кухню. Блюдо, состоящее из ломтиков вареной курицы без костей, отвареного в бульоне риса, чашки бульона, чашки соуса, кусочка печени и нескольких долек огурца, — очень простое в приготовлении, вкусное и недорогое. Им завтракают и обедают местные работяги за столиками прямо на улицах тайских городов. Так вот, стоила порция као ман гай 10 лет назад 40 тайских бат. А теперь стоит 50 бат. То есть увеличение цены порции као ман гай составило +25% за 10 лет. И это еще после скачка инфляции по всему миру в конце пандемии коронавируса из-за большого количества напечатанных центробанками денег, влитых в глобальную экономику. Также нужно учесть, что цены на рис в Азии сейчас близки к 15-летним максимумам.

Справедливости ради, нужно отметить, что какие-то товары в Таиланде даже подешевели. Однако, цены на газировку, содержащую сахар, подскочили заметно выше. Но это последствия введенного в 2017 году налога на сахар в напитках. Закономерно, что местные производители газировки и йогуртов предпочли переложить дополнительные поборы на плечи тайских потребителей. В итоге баночка Pepsi объемом 0,33 литра, стоившая 10 лет назад 10 бат, сейчас стоит 15 бат. Или +50% роста ее цены. Впрочем, я подозреваю, что налог на сахар, имевший целью снизить среди тайцев уровень диабета и процент людей, страдающих ожирением, не сильно исправит тенденцию. Тайцы с каждым годом всё больше подсаживаются на фастфуд, полуфабрикаты, европейские и японские кондитерские изделия, сладкие напитки. А 10 лет назад знакомые таечки не знали, как кушать пиццу в пиццерии. То ли ножами ее резать на кусочки, которые доносить вилкой в рот, то ли кушать руками. Я показывал им, как брать рукой слайс пиццы за внешний край, сворачивать его с краев в дугу и кушать. Теперь же европейской выпечки разных видов в Бангкоке стало столь же много, как и во вьетнамских мегаполисах Ханое или Хошимине, куда традицию кушать круассаны, бриошь и багеты привнесли французские колонизаторы.

Новый премьер-министр в Таиланде. Система двинулась по эволюционному пути развития

Политическая система в Таиланде довольно запутанная. Формально с 1932 года Таиланд — это конституционная монархия. Де юре монарх должен вмешиваться в управление страной, лишь чтобы избежать кровопролития. Но де факто у тайского короля намного больше власти, чем это декларируется. И ресурсов под контролем тайского монарха тоже хватает. Например, королевский фонд Crown Property Bureau управляет активами, стоимость которых оценивается от $30 до $57 млрд. Туда входят обширные земли и недвижимость в самых козырных местах Бангкока, а также мажоритарные доли в Siam Commercial Bank и Siam Cement Group. Более того, в 2018 году тайский король получил право собственности на активы Crown Property Bureau. Гражданские правительства в Таиланде часто сменяются военными хунтами в результате частых военных переворотов. Последний, 13-ый по счёту (если считать с 1932 года), успешный военный переворот произошел летом 2014 года. Военная хунта под предводительством генерала Праюта Чан-Оча сместила гражданское правительство с премьер-министром Йинглак Чиннават (это младшая сестра популярного среди простого народа в тайских провинциях опального политика-популиста Таксина Чиннавата, тоже бывшего премьер-министра Таиланда и тоже свергнутого в результате военного переворота в сентябре 2006 года).

Каких-то неразрешимых идеологических разногласий между тайскими военными и гражданскими элитами не существует. Смысл всех этих частых военных переворотов — остановить гражданские беспорядки на улицах городов, в которые переходит политическая конкуренция разных элитных группировок. Ну, и сидеть при власти, контролируя денежные потоки в государстве, так как в процессе к рукам генералов что-нибудь да прилипает. Гражданские правительства, в общем и целом, преследуют ту же цель. В причудливой борьбе кланов за власть и ресурсы тайское общество не являлось субъектом, так или иначе, до недавнего времени. Качество жизни местного населения для правящих элит королевства всегда было третьестепенным приоритетом, по крайней мере, пока явным образом не проявлялись признаки мощного социального недовольства.

Две проблемы тайской военной хунты

Главная проблема тайской военной хунты с премьер-министром Праютом Чан-Оча во главе — неспособность обеспечить устойчивой рост тайской экономики выше 2-2,5% в год. Ну, плохо разбираются военные в экономике. Под влиянием грозных окриков, приказов и жесткого подавления инакомыслия ситуация лишь усугубляется. Между тем, соседи по блоку АСЕАН Вьетнам, Индонезия и Филиппины демонстрируют рост ВВП в % в год вдвое-втрое выше, чем у Таиланда. И тайцы этот факт с неудовольствием подмечают. Параллельно начинают проявляться первые негативные демографические факторы. Казалось бы, военная диктатура имеет все инструменты, способные заставить тайское общество молчать. Но, как гласит испанская народная пословица: «На штыки можно опираться, но сидеть на них нельзя». Кроме того, в Таиланде преобладает буддийская культура, в рамках которой исторически не принято гнобить собственный народ, проливать реки человеческой крови ради сохранения власти. Предыдущие тайские военные хунты любых критиков внутри страны обвиняли в нелюбви к королю, попытке свергнуть тайскую монархию. Прошлый король — Пхумипон Адульядет (или Рама IX), умерший 13 октября 2016, действительно был очень любим тайским народом. Тайские генералы использовали любовь народа к королю в качестве скрепы для легитимации собственной власти.

изображение тайского короля Рамы X на въезде в армейскую часть в Бангкоке

Отсюда проистекает вторая проблема для военной хунты, захватившей и узурпировавшей власть в Таиланде летом 2014 года. Старый король умер, а новый — Маха Вачиралонгкорн, — тот ещё отбитый на всю голову ушлёпок. Его никто в Таиланде не любит, включая, наверное, его четвёртую по счёту жену. Бывший наркоман, игроман, плейбой, любитель проживать в арендованной целиком гостинице в Баварии с гаремом из 30-ти наложниц и 50-ью пуделями. На роль национальной скрепы этот кадр не подходит от слова «вообще».

Антимонархические протесты и неожиданный взлёт популярности партии «Движение вперёд» (Move Forward)

Так вот, этот у@бан королевских кровей, чувствуя собственную безнаказанность, с самых юных своих лет куражился, влипая во всякие нехорошие переделки, за которые обычного подданного королевства посадили бы в тюрьму множество раз. Или бы забили до смерти бейсбольными битами, подкараулив вечером на темной улице. Самое же неприятное для азиатов — это то, что тайский кронпринц своим поведением и дикими выходками постоянно заставлял тайцев терять лицо. А для азиата потеря лица намного страшнее смерти. Например, заглянем в мозг полковника тайской авиации, который выслужился до высокого звания упорной учёбой, честной службой, потратив на это более десяти лет. Что он будет чувствовать, когда на тот момент наследник тайского престола присваивает звание маршала авиации своему любимому пуделю? Харакири захочет сделать себе полковник тайской авиации от таких выходок особы королевской крови.

Чтобы сдержать волны возмущения среди населения королевства, тайскими властями был предельно ужесточен до совершенно драконовского уровня закон Об оскорблении величества. И множество достойнейших, честнейших представителей тайского общества присели на долгие тюремные сроки из-за справедливой критики выходок королевского ушлёпка. Например, был реальный кейс, когда тайцу дали 75 лет тюрьмы за три репоста в Facebook и несколько лайков. Естественно, что злость у народа копилась, несмотря на попытки властей запугать всех, задавить в зародыше саму общественную дискуссию о необходимости реформы тайской монархии. Ярких молодых оппозиционных лидеров, попытавшихся организовать политическое представительство рассерженного тайского среднего класса и студенчества посредством «Партии будущего», тайская хунта решила «закатать в асфальт». Для тайского Навального по имени Танаторн Джуангрунгруангкит они пробовали «шить» совершенно нелепые уголовные дела, чтобы посадить его надолго. Однако, тайские генералы просчитались, думая, что достаточно обезглавить набиравшее обороты антимонархическое движение. Но обширный слой тайского общества, не имевший никакого представительства в политической системе королевства, тут же выдвинул из своих рядов новых лидеров. Саму партию упразднили абсолютно беззаконно. Как раз роспуск «Партии будущего» и явился триггером для начала мощных волн антимонархических протестов 2020-2021 годов по всему Таиланду. Который хунте хоть и удалось подавить жесткими репрессиями, но в воздухе тайской столицы уже явно запахло концом династии Чакри и вообще тайской монархии как строя.

Оппозиционеры перетекли в новую партию — «Движение вперёд» (Move Forward). Её возглавил Пита Лимджароенрат (Pita Limjaroenrat). На парламентских выборах в мае 2023 оппозиционная партия «Движение вперёд» набрала наибольшее количество голосов, получив 152 места. Провоенные партии провалились. Успех «Движения вперёд» был связан с желанием перемен в тайском обществе.

Сретта Тависин как компромиссный вариант и для военных, и для бизнес-элиты

Возник риск того, что мощная волна созидательного разрушения (creative destruction) в результате прихода к власти идейных реформаторов из партии «Движение вперёд» уничтожит политические активы элитных группировок Таиланда. Ведь эти пылкие юноши вряд ли ограничились бы лишь реформами монархического строя. Они серьезно были настроены на полный демонтаж тайской монархии. Так сказать, на выжигание всей этой гнили вместе с королём-упырём. А последующее резкое увеличение политической конкуренции в государстве приведет к тому, что влиятельные азиатские бонзы лишатся тёплых мест во властной иерархии, привилегий и ценных активов. Этого тайские элиты не готовы были допустить. В итоге провоенные партии поддержали кандидата на пост премьер-министра от оппозиционной партии Пхыа Тхаи. Так Сретта Тависин (Srettha Thavisin) стал новым премьер-министром Таиланда.

srettha thavisin

Сретта Тависин — успешный тайский бизнесмен китайского происхождения. Он рулил крупным бангкокским девелопером Sansiri Group (его акции представлены в моем портфеле Thailand Stocks). От нового премьер-министра ждут возобновления устойчивого роста экономики Таиланда с темпами более 3,5% в год. Его приход к власти — признак того, что ситуация в королевстве пошла по эволюционному сценарию. Да, военная хунта самоупразднилась до следующего военного переворота. Сейчас началась новая волна демократизации в Таиланде. Появилась надежда на проведение давно назревшей реформы тайской монархии, но без репрессий и уличных беспорядков.

Объяснение загадки с обилием немецких люксовых авто в бангкокских пробках

mercedes benz e 300 e avantgarde

В первый день в Бангкоке меня поразила пробка из новеньких Mercedes и BMW в час пик вечером на Сукхумвите, которую я наблюдал, прогуливаясь пешком между станциями BTS Asok и Siam. Почему же меня удивило это зрелище? Дело в том, что Таиланд славится развитой автомобильной промышленностью. Но здесь производились, в основном, пикапы, микроавтобусы и легковушки эконом-класса. В то же время, на произведенные за рубежом автомобили в Таиланде установлены конские, фактически заградительные, ввозные таможенные пошлины. До 100-120% от стоимости на люксовые тачки с большим рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания. Поэтому 7-10 лет назад, если вы видели на улицах тайских городов какого-либо азиата, перемещающегося на новом Mercedes, BMW, Porsche — то вы могли быть уверены, что он или она относятся к богатой прослойке местного общества. Не говоря уже о всяких молодых мажорах, вжигающих на Lamborghini или Ferrari. Я видел таких ребятишек в кампусе одного из столичных университетов. Все самые красивые азиатские девки на курсе были у них. Им всего лишь дико повезло родиться в правильных семьях! Даже были в ходу серые схемы, когда коррумпированные сотрудники посольства какого-либо африканского государства оформляли строго по закону ввоз немецких новеньких люксовых автомобилей в Таиланд якобы для своей дипмиссии с обнуленной ввозной пошлиной. А после тачки списывались посольством, в скором времени попадая в собственность их реальных тайских заказчиков. В итоге, коррумпированные дипломаты из Африки имели от этой схемы увесистую прибавку к скромным официальным зарплатам.

На несколько дней я впал в ступор от нелогичности увиденного. Ведь не могли все в Бангкоке так быстро в разы разбогатеть, чтобы встревать по утрам и вечерам на пару часов в неподвижную автомобильную пробку на своих BMW и Mercedes? Для резкого роста благосостояния широких слоев населения требуется устойчивый экономический рост в размере 7% в год или более в течение 10 лет подряд или дольше. Тогда, по определению экономиста Ха-Джун Чанга, это можно назвать «экономическим чудом». Но в Таиланде ничего такого не наблюдалось за прошедшие 10 лет. Вот подробные данные по росту ВВП Таиланда. Несколько дней подряд я просто двигался по столице Таиланда в надежде, что судьба натолкнёт меня на решение данной нетривиальной задачи. И решение-таки нашлось.

офис продаж мерседес в бангкоке

Офисы продаж немецких автоконцернов в 2023 году в Бангкоке встречаются практически на каждом шагу. Ну, я немного утрирую, конечно.

Разгадка

Волею судеб меня занесло в Рангсит на самом севере тайской столицы. Там есть очень бойкий торговый центр Future Park Rangsit. Давным-давно я был пайщиком местного фонда недвижимости, сдающего в аренду часть торговых площадей в этом торговом центре. Пользуясь случаем, сделаю небольшой апдейт по ТЦ Future Park Rangsit. Там очень бойкая торговля, причём в рабочее время в будний день. Ресторанчики все забиты. После реновации стало намного лучше в этом торговом центре.

Future Park Rangsit снаружи

На нижнем этаже местный автодилер организовал своеобразную автостоянку-распродажу, где вежливые сотрудники в костюмах консультировали потенциальных покупателей авто. Мне приглянулся мерседес e-класса E 300 e Avantgarde за 3,4 млн тайских бат. При 20%-ом первоначальном взносе покупатель этого премиального красавца должен будеть выплачивать 37700 бат в месяц за предоставленный автокредит. В торговом центре я был единственным белым человеком, чем и воспользовался себе во благо. Для понимания контекста: в ТЦ Siam Paragon или в ТЦ ICONSIAM аж в глазах рябит от европеоидов, арабов и китайцев. А в торговом центре на отшибе обычно мало туристов. Поэтому со мной все были вежливы и учтивы. Загадку мне помогла решить очаровательная таечка, англоязычная сотрудница местного дилера Mercedes, с которой я подробно и пообщался.

Оказалось, что в Таиланде организована крупноузловая сборка немецких премиальных авто. Узлы и детали везут из Германии. Я не думаю, что в BOI сидят идиоты. Скорее всего, постепенная локализация производства изначально была прописана в условиях продоставления немцам налоговых и прочих льгот. Тайцы в 80% случаев покупают люксовые тачки в кредит. Основные покупатели — верхняя прослойка среднего класса: доктора, чиновники выше среднего уровня в иерархии, успешные бизнесмены. Для одобрения кредита у заявителя должна быть белая зарплата в размере 80 тысяч бат или более. Причем совокупные ежемесячные выплаты по кредитам с учетом привлекаемого автокредита не должны превышать 50% от ежемесячного дохода домохозяйства. Дают на выбор 4 тайских банка для кредитования, среди которых первыми в списке упоминаются Bangkok Bank и Kasikornbank (KBANK). Иностранцы тоже покупают мерседесы у данного автодилера: китайцы, американцы.

Всего у местного автодилера только мерседесов на продажу стоит 28 моделей. Автомобили все новые. Самая дешевая модель — A 200 AMG Dynamic за 2,32 млн бат. Самая дорогая модель — S 580 e AMG Premium за 7,58 млн бат. Вот сканы прайс-листа, на всякий случай: страница 1 и страница 2.

немецкий автомобиль e-класса

Таиланд как будущий хаб для производства электромобилей

Я бы не сказал, что на улицах Бангкока в 2023 году наблюдается обилие электромобилей. Это отнюдь не массовое явление. Скажем так, попадаются на глаза довольно часто электромобили BYD. Их станет ещё больше, так как с 2024 года эти китайские электрокары начнут производить на заводе в Таиланде. Реже встречаются Tesla разных моделей. В пробках вызывают удивление своим игрушечным видом недорогие китайские электрокары Ora Funky Cat от китайского автогиганта Great Wall Motor. В местной рекламе мелькает немецкий электрический кроссовер Audi Q8 e-tron, но на улицах тайской столицы этот авто не был мною замечен. И зарядные станции для электромобилей в Таиланде уже есть. Другой вопрос, что их количество придется в десятки раз увеличивать, так как все крупнейшие автоконцерны мира переключаются на массовое производство электромобилей. Электричество в Таиланде относительно дорогое, поэтому езда на электромобиле вряд ли позволит экономить средства. Электрические тук-туки производства компании Banpu NEXT на улицах Бангкока постепенно вытесняют классические тук-туки с двигателями внутреннего сгорания. Для сравнения, 10 лет назад я не видел электромобилей в Таиланде ни разу! Ну, если не считать гольф-кары, увиденные мною в Хуахине.

тук-тук Banpu NEXT на улице Бангкока

Электрический тук-тук Banpu NEXT на улице Бангкока

Тайские власти последовательно продвигают Таиланд в качестве удобного хаба для производства электромобилей. Предлагают ощутимые налоговые льготы для иностранных корпораций, запускающих заводы по сборке электромобилей и производству аккумуляторов для них в провинциях так называемого «восточного коридора», среди которых: Районг, Чонбури, Чаченгсау. Новый премьер-министр Таиланда Сретта Тависин сразу после назначения с большим энтузиазмом включился в процесс продвижения королевства. Он отправился в США на встречу с Илоном Маском, приглашал его открыть завод Tesla в Таиланде. В данный момент тайские импортные пошлины на электромобили Tesla Model 3 и Model Y, произведенные на гигафабрике Тесла в Шанхае, обнулены. Но покупатели не получают субсидии на их покупку от государства, так как это произведенные за пределами Таиланда электромобили. Когда и если будут в продаже «тайские» теслы, то тайскому потребителю они обойдутся дешевле за счет субсидирования части цены от государства. Субсидии варьируются от 70 тысяч до 150 тысяч бат за электрокар в зависимости от ёмкости его батареи. На покупку произведенного в Таиланде электрического мотоцикла дают субсидию в размере 18 тысяч тайских бат.

зарядная станция для электромобилей в Бангкоке

Зарядная станция для электромобилей в Бангкоке на служебной стоянке частной больницы

И таки процесс пошёл. Японский автопроизводитель Isuzu Motors обнародовал планы старта производства в Таиланде с 2025 года первого электрического пикапа — Isuzu D-max. Китайский производитель электромобилей Changan Automobile строит завод в Районге, откуда с 2025 года праворульные электромобили Чанган начнут поступать для продаж в Таиланде, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании и Южной Африке. Zhejiang Chunfeng Power ищет партнеров в Таиланде в СП для выпуска электрических мотоциклов. Сам Сретта Тависин дополнительно подстегнул спрос внутри страны, выпустив указ о новых закупках для обновления государственного автомобильного парка исключительно за счет электромобилей. Но это всё равно капля в море: за период с января по октябрь 2023 года доля продаж электромобилей в Таиланде выросла лишь до 8,86% от общего количества проданных авто. Или в штуках — 56119 аккумуляторных электромобилей (BEV). За весь 2023 год ожидается, что в королевстве будет продано 70 тысяч только аккумуляторных электромобилей (BEV), без учета гибридных авто.

электрический Porsche выставлен на продажу в шоуруме внутри торгового центра Siam Paragon в Бангкоке, столице Таиланда

Электрический Porsche выставлен на продажу в шоуруме внутри торгового центра Siam Paragon в Бангкоке. Я как-то постеснялся узнать модель данного электрокара и цену, за который он продается. Вряд ли его продадут в кредит иностранцу. Тем более, что грамотный инвестор не покупает luxury в кредит. Это прямой путь к нищете. По крайней мере, так учил незабвенный «богатый дядя» Роберт Кийосаки.

Противоречивые инициативы нового премьер-министра: раздача денег в цифровые кошельки всех тайцев, сухопутный мост на юге Таиланда, налогообложение зарубежных доходов налоговых резидентов Таиланда

Премьер-министр Сретта Тависин всеми силами пытается подстегнуть вялую экономику азиатского государства. Между тем, долговая нагрузка домохозяйств в Таиланде превысила 90% от ВВП королевства (91,6% в 2023 году, в 2012-м году была 76% от ВВП). Прогноз роста ВВП Таиланда за 2023 год ухудшился после выхода результатов за третий квартал 2023 год: с +3,2% за год до +2,5%. И то, есть вероятность, что реальные цифры получатся хуже скорректированных прогнозных.

10000 бат и цифровой кошелек каждому тайцу

Изначально планировалось начислить по 10 тысяч тайских бат на цифровой кошелек каждого половозрелого подданого королевства (16 лет и старше). Ожидается, что народ потратит этот подарок от государства на текущее потребление, а эти средства сработают как стимул для экономики. Потом экономисты подсчитали, что изначальная схема потребует выделения 560 млрд бат из бюджета. Критики раздачи денег приводят в качестве главного аргумента 10%-ый дефицит бюджета Таиланда, который придется финансировать за счет заимствований. В итоге Сретта Тависин немного порезал запланированные траты и сдвинул сроки раздачи цифровых тайских бат на май 2024. Зажиточных тайцев, зарабатывающих более 70 тысяч бат в месяц и имеющих накопления более 500 тысяч бат на депозитах в банках, исключили из списка получателей выплат. Итого под «раздачу» попадёт 50 млн. человек. 500 млрд бат для этого привлекут одной целевой эмиссией гособлигаций. Цифровые баты в цифровом кошельке должны быть потрачены в течение 6 месяцев после их поступления или они безвозвратно «сгорают».

Также к концу 2023 года в Таиланде повышают МРОТ (минимальный размер оплаты труда) во всех 77 провинциях. Новый МРОТ составит от 328 до 354 бата в день, в зависимости от провинции. Например, в провинции Чонбури и на Пхукете новый МРОТ будет 354 бата в день, в Бангкоке и его близлежащих соседних провинциях — 353 бата в день.

Мегапроект «сухопутного канала» на китайские деньги

Идея о постройке «Тайского канала» из Сиамского залива в Андаманское море будоражит умы тайских государственных деятелей уже более трёх столетий. Канал через перешеек Кра на юге страны в обход Малаккского пролива сократил бы морской путь из Восточной Азии в Южную Азию на 1200 км. Технически реализовать проект без системы шлюзов, как в Суэцком канале, невозможно, так как максимальные высоты по пути достигают 75 метров. То есть строительство гипотетического Тайского канала будет еще более технически сложным, чем сооружение Панамского канала. Китайцам интересен данный проект как возможность диверсификации рисков при поставке морем углеводородов из Персидского залива. Но цена вопроса слишком высока даже для КНР с их инициативой Морского шёлкового пути. Тем более, что в китайской экономике цикл бурного роста давно уже сменился замедлением, а проблемы нарастают, как снежный ком. Поэтому Сретта Тависин пытается продать китайскому руководству идею сухопутного моста на перешейке, строительство которого обойдется раз в 20 дешевле. Суда должны будут перегружать грузы в порту в Сиамском заливе. Затем эти грузы по железной дороге доставляются в порт в Андаманском море и погружаются на другое судно. И наоборот. Однако, такая логистическая схема довольно громоздкая. А экономия времени составит всего около 6-9 суток. Расчет здесь на то, что китайцы дадут много денег на это строительство. Что, по идее тайских чиновников, должно подстегнуть экономический рост. Ни единого сатанга бюджетных денег Сретта Тависин выделять не собирается. Вообщем, данный мегапроект рискует быть задвинутым в дальний угол.

Налогообложение зарубежных доходов тайцев. Экспаты напряглись за компанию

С 1 января 2024 года Таиланд начинает облагать налогами зарубежные доходы всех тайских резидентов. То есть не только собственно тайских граждан, но и налоговых резидентов Таиланда, то есть лиц, проживающих в стране 180 и более дней в году. И многих иностранных экспатов эта новость сильно напрягла. Вообще, отношение тайских чинуш к иностранцам лишь как к дойным коровам — не радует. Если тайские власти хотят получать налоги с экспатов, то пусть дают им какие-либо права, кроме птичьих. Например, постоянный вид на жительство. Это было бы справедливо. Многие подумывают о переезде во Вьетнам или на Филиппины. Исход постоянно живущих в стране иностранцев из Таиланда уж явно не пойдет на пользу местной экономике.

Юристы советуют подождать реальных кейсов, из которых можно будет судить о правоприменительной практике по отношению к постоянно живущим в королевстве западным экспатам. Ведь у Таиланда подписаны со многими государствами соглашения об избежании двойного налогообложения. С РФ, кстати, действует такое соглашение. Плюс, есть вопросы по администрированию нового налога. Они планируют «дербанить» средства, поступающие на тайский банковский счет международными банковскими переводами. Но мы-то все продвинутые в крипте ребятишки и можем замутить обходные схемы с использованием криптовалют. Элементарная задача — ввести бабло через крипту с получением тайских бат локальными банковскими переводами от менял с криптобирж Huobi, Bybit, Binance и прочих. Вот и получится как всегда, что стандартные схемы налогообложения вряд ли зацепят слишком хитрозакрученных индивидуумов.

Недвижимость в Таиланде (2023): сформировался ли пузырь на рынке недвижимости Бангкока и риски гипотетической цепной реакции в Азии на схлопывание пузыря в Китае

THE LINE Phahon-Pradipat главный вход в здание кондоминиума в Бангкоке

Сразу оговорюсь, что под «инвестициями в тайскую недвижимость» я подразумеваю покупку акций бангкокских застройщиков с высокой дивидендной доходностью и крепким бизнесом. Я не собираюсь в этой жизни покупать квартиры с инвестиционными целями ни в Бангкоке, ни тем более на тайских курортах. Для себя, как жильё для жизни — может быть в отдаленном будущем.

Я не заметил признаков наличия пузыря на рынке недвижимости Бангкока в 2023 году. Да, цены на квартиры в новых кондоминиумах рядом с метро в Бангкоке дороги: от $2000 до $5000 за м2. Получается, что снимать жильё там дешевле, чем брать в ипотеку практически во всех случаях. Но и процентные ставки по ипотечным кредитам вменяемые при текущей ставке рефинансирования ЦБ Таиланда, установленной на уровне в 2,5%.

Что это за здания-человейники, выросшие по всей тайской столице рядом с вводимыми в эксплуатацию новыми станциями метро BTS и MRT? Хороший пример: один из проектов Sansiri Group у меня на районе — THE LINE Phahon-Pradipat, находится на улице Pradipat 21. Количество этажей в здании: 46. Проект сдан в 2019 году. Всего квартир в здании: 981. Аренда за 1 bedroom площадью 34 квадратных метра (что-то вроде российской «двушки») обойдется сейчас в 17-20 тысяч бат в месяц. А если покупать там такую квартиру, то ее цена выставлена продавцами в районе 5,5 млн бат ($156 тыс или $4590 за м2). Кстати, в Таиланде квартиры в новостройках продаются обычно с отделкой, мебелью и встроенной кухней. Я видел своими глазами, что в начале 2017 года рабочие уже возвели фундамент для этого здания. Внутри есть парковка, большой бассейн, коворкинг, тропический сад и даже сауна. Сейчас кондоминиум вблизи выглядит следующим образом:

THE LINE Phahon-Pradipat здание снято вблизи

Он же заснят с улицы Прадипат:

вид на бангкокский кондоминиум THE LINE Phahon-Pradipat с улицы Прадипат

Это здание в окружении других небоскрёбов:

THE LINE Phahon-Pradipat вместе с другими небоскребами

По мере дальнейшего разрастания обеих сетей бангкокского метрополитена по всей территории столицы и ее пригородам многоэтажные жилые здания, похожие на кондоминиум THE LINE Phahon-Pradipat, вырастают, словно грибы после обильного дождя, на территориях, где раньше были лишь какие-либо чахлые трущобы с банановыми деревьями вокруг и заросшими водорослями каналами в качестве транспортной инфраструктуры. Близость к станции метро (BTS или MRT) меняет всё. Можно жить за речкой в Тонбури или на отшибе в Рангсите или на отшибе в провинции Самутпракан, но иметь возможность удобно и относительно быстро добираться на метро каждое утро на работу в Силом или в Саторн (это деловой центр Бангкока). А вечером отправляться тем же путём с работы домой. Лет 10 назад такое было невозможно, так как путь с периферии города в центр по улицам сквозь пробки мог занимать в часы пик несколько часов. А метро из трёх веток было недоразвито.

Интенсивное строительство многоэтажных жилых небоскрёбов-кондоминиумов происходит также и в провинциальных городах Таиланда (Накхонратчасима, Чиангмай) и на курортах (Пхукет, Паттайя). Но, если в Бангкоке существует колоссальный платежеспособный спрос на недвижимость со стороны местного среднего класса, то в провинциальных городах нужно анализировать серьёзно региональную экономику и структуру местного спроса. В Паттайе, например, за допандемийные годы понастроено столько жилья, что образовался многолетний навес из квартир. При том, что покупатели там — это, в основном, иностранцы. Поэтому бездумно вкладываться в покупку акций мелких тайских региональных строительных компаний довольно рискованно. Вот, например, какие циклопические здания понастроили в тихом городке Сирача в провинции Чонбури рядом с парком возле моря:

жилые высотки в городе Сирача в провинции Чонбури Таиланда

Более общая панорама центра города Сирача:

Сирача, вид с моста на остров

Риски инвестиций в акции тайских девелоперов

Экстраполируя существующие тенденции в экономике Таиланда, можно предположить, что рынок недвижимости в Бангкоке останется стабильным в следующие 2-3 десятилетия. Устойчивый спрос на квартиры, таунхаусы и дома в Бангкоке обеспечивает местный богатеющий средний класс за ипотечные деньги. Есть и иностранные инвесторы в бангкокскую недвижку, причем не только китайцы из КНР. У бангкокских застройщиков есть еще существенный потенциал строительства высоток на замену старому жилому фонду. Кто бывал в Бангкоке, наверняка обращали внимание на 3-7-этажные унылые бетонные коробки, у которых поверхность бетона из-за высокой влажности тропического климата сплошь покрыта черной плесенью. Если этот старый жилой фонд снести, а на его месте построить 40-этажные кондоминиумы, то освободится большое количество земли для более разумного обустройства городской среды. На освободившейся земле можно будет разбить парки с буйной зеленью, построить торговые центры с развлечениями и фудкортами для любящих покушать и отдохнуть тайцев. Даже только с точки зрения урбанистики станет заметно веселее жить в тайской столице, как в том же Сингапуре, например.

Однако, стоит помнить о рисках. Во-первых, есть риск локальный в виде навеса нераспроданной недвижимости. 220 тысяч квартир и домов в Бангкоке на данный момент выставлены на продажу. При текущей динамике сделок на рынке недвижимости Бангкока потребуется 3 года, чтобы этот навес распродать. Во-вторых, есть риск региональный, который из-за масштабов проблемы может трансформироваться в глобальный кризис наподобие ипотечного кризиса в США в 2008 году. Дело в том, что в Китае за предыдущие годы быстрого экономического роста надулся огромнейший пузырь на рынке недвижимости. Когда он лопнет, то мощной волной гарантированно накроет всю Юго-Восточную Азию и не только её. Держим в уме тот факт, что строительная отрасль сильно закредитована в любой стране мира. Начало процесса схлопывания пузыря китайской недвижимости происходит на фоне банкротства одного из крупнейших девелоперов страны — корпорации Evergrande, чьи долги в размере $340 млрд скоро обнулятся. 70% накоплений китайцев были вложены в местную недвижимость, а цены на нее продолжают скользить вниз. Постепенно китайский кризис недвижимости начинает перекидываться и на соседние страны. Так, вьетнамский рынок недвижимости, несмотря на отсутствие такого гипертрофированного пузыря, как в Китае, штормит с начала 2023 года. Крупные вьетнамские девелоперы Novaland, Hung Thinh Corp и Van Thinh Phat допустили дефолты. В Таиланде, впрочем, пока всё спокойно.

QR-коды теперь виднеются повсюду на улицах тайских городов

QR-код для оплаты в уличном ресторанчике в Бангкоке

До коронавируса представители тайского малого бизнеса, особенно стрит-фуд, предпочитали расчёт за наличные тайские баты. Но во время коронавирусной пандемии люди стали бояться подцепить заразу при передаче купюр и монет из рук в руки. Как результат, в Таиланде стали чрезвычайно популярны бесконтактные платежи по QR-кодам. Теперь на территории королевства QR-коды можно увидеть наклеенными у каждой макашницы, в каждой уличной забегаловке с едой, в лавках на рынках и т.д. Скоро, как в Китае, кошелек не нужно будет носить в кармане, ведь для покупок будет достаточно иметь с собой смартфон с установленными банковскими мобильными приложениями.

QR-код на лотке уличного торговца фруктами в Бангкоке

QR-код на лотке у уличного торговца фруктами в Бангкоке. Платить удобно, плюс, нет необходимости передавать купюры и монеты с вредоносными вирусами и бактериями из рук в руки.

и снова улицы Бангкока, и снова QR-коды на каждом шагу

И снова улицы Бангкока, и снова QR-коды на каждом шагу…

электронная квитанция об оплате из мобильного банкинга KBank (тайского банка Касикорн)

Например, так выглядит электронная квитанция об оплате из мобильного банкинга KBank (тайского банка Касикорн). Автор сайта GlobalStocks.ru расплатился по QR-коду за вкусный завтрак в уличной харчевне в Бангкоке, недалеко от гостиницы. 65 бат за као ман гай и бутылку холодного чая Lipton, разлитую в бокал со льдом.

Непонятки с платежами в Таиланде (2023 год)

в тайских крупных сетях супермаркетов и гипермаркетов принимается широкое разнообразие методов платежей

В крупных супермаркетах в торговых центрах доступно максимально широкое количество методов платежей: от QR-кодов и карт VISA до карт Union Pay и платежных систем Samsung Pay, Alipay, WeChat Pay. Не говоря уже о том, что платежи в наличных тайских батах примут всегда. Но, к моему удивлению, я также сталкивался с разными аномалиями или рыночными неэффективностями. Например, если в Big C без проблем принимают мою дебетовую карту KBank, то в магазинах 7-Eleven — нет. Только кредитные карты Visa и чтобы сумма покупки была более 200 бат, платежи по QR-кодам не принимаются. Принимают платежи через тайскую электронную платежную систему True Wallet. В метро BTS проездную карту нельзя пополнить с помощью VISA от Касикорна, только можно купить разовый проездной билет. В стоматологической клинике оплату картой Visa банка Касикорн с удовольствием приняли. В метро MRT принимают к оплате помимо кэша лишь кредитные карты VISA. В ж/д кассе Bang Sue Grand Station тайскую дебетовую карту VISA принимают. В IKEA совершил платёж картой VISA бесконтактно без каких-либо проблем, аналогично в Lotus’s. В гипермаркете Macro расплатился успешно по QR-коду.

ride with visa - объявление на полу на входе в бангкокское метро MRT

Вот такая красивая реклама располагается на полу на подходе к турникетам бангкокского метро MRT. «Tap to ride with Visa», — гласит надпись. Это неправда. Не смог я бесконтактно расплатиться за поездку в метро моей тайской дебетовой картой Виза. Требуется кредитка. Пришлось действовать по-старому — покупать за наличные жетон на поездку до нужной мне станции в вендинговом аппарате метрополитена.

минимальная сумма в 200 бат для оплаты картой

Очередной геморрой с оплатой: требуется сумма в 200 бат или больше для оплаты покупки картой (объявление на кассе в бакалейном магазинчике)

бесконтактные платежи картами Visa - предпочтительны

Бесконтактные платежи картами Visa — предпочтительны (надпись на стенде на входе в один из множества японских ресторанов в Бангкоке)

Бум вендинговых аппаратов в Таиланде: получится ли на этом заработать частному инвестору?

вендинговый аппарат Tao Bin для горячих напитков и торговый автомат 7-Eleven

Изучая местные СМИ, я несколько раз наталкивался на материалы, в ярких красках описывающие бум торговых автоматов (они же вендинговые аппараты или вендинговые автоматы как различные переводы англоязычного термина vending machines) в Таиланде. Мне захотелось своими глазами взглянуть на взлёт данной отрасли. Тем более, что экономические предпосылки для бума существуют. Так, при обещанном повышении МРОТа до 400 бат за рабочий день к концу 2024 года рабочую силу в ритейле уже выгодно хотя бы частично заменять торговыми автоматами. Ведь торговым автоматам не нужно платить зарплату. Они могут работать 24 часа в сутки. Им не требуется социалка: пособия, отпускные и пенсии.

торговый автомат Big C

Торговый автомат Big C. Не нужно стоять в длинной очереди в торговом центре ради баночки Coca-Cola или напитка-энергетика или пакета чипсов Lay’s. Всё это оперативно продаст вендинговый автомат в виде большого шкафа со стеклянной витриной.

торговый автомат брендовых товаров 3M

Вендинговый автомат 3M торгует товарами для дома

торговые автоматы Lotus и Tao Bin

Торговые автоматы Lotus (фирменный от сети гипермаркетов Lotus’s, бывшая Tesco Lotus) и Tao Bin (или так называемый «механизированный бариста», подающий горячие кофе и чай разных видов)

торговый автомат по продаже соевого молока Lactasoy

Торговый автомат по продаже соевого молока Lactasoy нескольких видов

торговый автомат по продаже мороженого Thai Royal

Вендинговый аппарат, продающий мороженое Thai Royal нескольких видов. В том числе, натуральные дуриановое мороженое и манговое мороженое. Держать торговый автомат по продаже мороженого на улице в тропическом климате, наверное, затратно с точки зрения большого потребления электричества. Впрочем, я видел подобный торговый автомат только однажды — на сельскохозяйственном рынке Ор Тор Кор в Бангкоке.

По моим впечатлениям, бум торговых автоматов в Таиланде — это больше преувеличение местных журналистов. Да, их стало больше в несколько раз за десятилетие, но вряд ли стоит ожидать дальнейшего многократного увеличения количества торговых автоматов в Таиланде, так как есть альтернатива в виде огромной сети круглосуточных магазинов 7-Eleven и прочих мелких гросери. Более того, от роста сетей вендинговых аппаратов Big C, 7-Eleven, Lotus’s частный инвестор сможет получить какие-либо прибыли лишь опосредованно, инвестируя в акции этих ритейлеров. И то не во все. Так, ожидавшееся IPO Big C отложили до лучших времен. Чтобы поучаствовать в прибылях сетей магазинов 7-Eleven и гипермаркетов Lotus’s в Таиланде, нужно покупать акции CP All (тикер: CPALL), но, на мой взгляд, фундаментально они слишком дороги на конец 2023 года.

Да, интересно стремительное развитие сети вендинговых кофейных автоматов Tao Bin. Они на каждом шагу встречаются в тайских городах, особенно в проходных местах. На самом деле, Тао Бин — это инновационный торговый автомат с расширенным функционалом. Он готовит не только горячие чай и кофе различных видов, но и напитки со льдом, протеиновые шейки, газированные напитки, смузи. Самая последняя информация есть только на конец первого квартала 2023 года. Сеть торговых автоматов Tao Bin в Таиланде состояла из 5537 штук. Все вместе они обеспечивали покупателей 250 тысячами порций напитков ежедневно. Эти цифры меня впечатлили, поэтому я потратил некоторое время, чтобы копнуть глубже ради поиска щедрого денежного потока.

Нашлись некоторые разочаровывающие нюансы. Сетью торговых автоматов управляет компания Forth Vending Co. Её родительская структура — Forth Smart Group, — имеет листинг акций на Тайской фондовой бирже, на площадке для торговли акциями малой капитализации — mai. Тикер у акций Forth Smart Group там: FSMART. Основной бизнес у Forth Smart Group — это сеть платежных терминалов. Кто был в Таиланде, тот наверняка видел фирменные терминалы оранжевого цвета. На мой взгляд, в сравнении с российскими платежными терминалами QIWI, тайские имеют намного более убогий функционал. Но тайцы привыкли ими пользоваться. Радужных перспектив у этой сети платежных терминалов не просматривается, учитывая нарастающую конкуренцию по ключевому функционалу с мобильными приложениями тайских банков. Тем не менее, компания прибыльная. Ещё важная деталь: у Forth Smart Group нет полного контроля над Forth Vending Co., а лишь доля в размере 26,4%. Кто другие акционеры Forth Vending Co., я не смог накопать по открытым источникам. А это значит, что нет смысла инвестировать в акции Forth Smart Group, так как почти три четверти от гипотетического щедрого гешефта от растущей сети вендинговых автоматов уйдет каким-то неизвестным азиатским дядям. Риски же по схлопыванию рынка платежных терминалов остаются висящими дамокловым мечом над головами миноритариев в Forth Smart Group. Я думаю, не нужно туда лезть.

Прочие интересные наблюдения в ходе поездки

То, что не имело смысла выделять в отдельные разделы, я привел здесь в формате «фоточка и комментарий к ней».

рекламный баннер мясной продукции Betagro в одном из торговых центров Big C в Бангкоке

Мясная продукция Betagro (тикер: BTG) хорошо представлена в торговых центрах Big C в Таиланде брендами Betagro и S-Pure. Интересные цены для покупки акций Betagro на долгосрок находятся ниже 20 бат.

свинина от производителя Betagro на полках торгового центра Big C в Бангкоке
изображение тайской k-pop певицы Лалисы на рекламе зубной пасты на входе в тайскую аптеку

Лалиса теперь амбассадор многих тайских брендов. Во время шоппинга в торговых центрах Таиланда в 2023 году складывается впечатление, что как бы не на трети всей рекламы присутствует изображение K-pop певицы с тайским происхождением по имени Лиса (Lisa), она же Лалиса Манобан из южнокорейской гёрл-группы Blackpink. Вот ее улыбающаяся физиономия взирает на потенциальных покупателей с тюбиков зубной пасты:

реклама с лицом звезды Лисы на зубной пасте на полках в тайской аптеке

А вот Лиса рекламирует местную электронную платежную систему TrueMoney:

Лиса рекламирует платежную систему TrueMoney

Меня порадовали книги-бестселлеры на тайском языке в местном книжном магазине. Вот, например, Разумный инвестор — Библия стоимостного инвестирования, — Бенджамина Грэма:

книга Бенджамина Грэма - Разумный инвестор, - изданная на тайском языке

А вот два нетленных творения Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» и «Квадрант денежного потока». Тоже на тайском языке:

книги роберта кийосаки на тайском языке в местном книжном магазине в Бангкоке выставлены на полке бестселлеров
импортные сладкие яблоки из Новой Зеландии, купленные у уличного торговца в Бангкоке, а также местные мангустины

Я уже упоминал моё удивление при виде большого количества импортных яблок из Новой Зеландии, которые продавались вместе с местными тропическими фруктами как в торговых центрах Бангкока, так и у уличных торговцев. Яблоки, кстати, стоили не сильно дороже местных фруктов, тех же мангустинов. Это еще один признак дальнейшей глобализации Таиланда. Десять лет назад тайцы вообще не употребляли яблоки. У них есть местный тропический их аналог (чуть более водянистые фрукты) — чомпу (розовое яблоко или малабарская слива). Этот фрукт хорошо утоляет жажду в жару. Я купил на дегустацию мангустины и эти новозеландские яблоки. Фото сделано у меня в гостиничном номере. Как я и спрогнозировал, на вкус яблоки оказались сладкими, а не кисло-сладкими. Объясняю почему. В Новой Зеландии яблоки идут, главным образом, на экспорт в Китай и другие страны Азии. Китайцы предпочитают кушать сладкие яблоки. Поэтому такие сорта и культивируются в садах Новой Зеландии. В России, например, население больше привыкло к кисло-сладким сортам яблок.

реклама местной микрофинансовой организации на станции метро BTS в Бангкоке

А это реклама быстрых займов от местной микрофинансовой организации на остановке метро BTS в Бангкоке. Дают до 300 тысяч тайских бат. Аналог наших контор «Деньги сразу». Помним о высокой закредитованности тайских домохозяйств. Не всем тайцам дают кредиты банки, поэтому есть ниша для МФО.

солнечная панель на улице в Бангкоке

О развитии солнечной энергетики в Таиланде в 2023 году: есть ещё куда расти. Пока солнечными панелями оборудованы крыши фабрик, торговых центров, некоторых жилых и офисных зданий. Частные дома с солнечными панелями встречались мне редко. Хотя условия кредитования и вообще для долгосрочного планирования в Таиланде из-за низких кредитных ставок в банках и стабильной финансовой системы государства схожи с Германией. А у немецких бюргеров в деревнях каждый второй дом оборудован солнечными панелями, потому что это выгодно не только в плане экономии, но и позволяет отбивать вложения за счёт перепродажи излишков произведенной электроэнергии. В Таиланде с мелкотой возиться не хотят, поэтому главный мотив частных лиц обзаводиться солнечными панелями — это экономия. Что имеет смысл, так как в Таиланде электричество обходится дорого, ведь около 60% местной электрогенерации базируется на сжигании дорогого импортного СПГ. А цены на СПГ скакнули из-за того, что часть газа для Азии перекупают европейские компании, чтобы заместить выбытие с европейского энергетического рынка российского природного газа из-за войны и санкций. Наводка: самая эффективная тайская компания солнечной энергетики — это SPCG.

Икеа в Бангоке на станции метро Банг Яй

Небольшая ремарка на тему глобализации. В Бангкоке во второй половине 2023 года работает три магазина IKEA, четвёртый функционирует на Пхукете. Я посетил магазин Икеа в Bang Yai, что на предпоследней станции пурпурной линии MRT. Он соединен с примыкающим зданием торгового центра Central Westgate. Мебель и готовые интерьеры помещений очень интересные. Атмосфера и ассортимент в Икеа мне очень понравились. Приглушенная цветовая гамма и скромный североевропейский стиль теперь воспринимаются азиатами как стандарт. Что прекрасно. Много лучше, чем стиль «дорого-богато». На полках в IKEA я также с удивлением узрел банки с черничным вареньем, вареньем из морошки, шоколад с надписями на шведском языке, но произведенный в Испании. Хорошо, когда на страну не наложены международные экономические санкции! Все хотят делать там бизнес.

Резюме

  1. Бангкокский средний класс богатеет и прирастает количественно. Бенефициарами этого процесса являются бангкокские застройщики, тайские банки и ритейл;
  2. Сретта Тависин на посту премьер-министра — это благо для тайской экономики;
  3. тайскую военную хунту удалось отстранить от власти в королевстве мирно, путём кулуарных межэлитных договоренностей и получения определенных гарантий генералитетом. А это значит, что политическая система в стране избежала острой фазы кризиса и будет в следующие годы развиваться эволюционно;
  4. бум торговых автоматов в Таиланде оказался скорее преувеличением местных журналистов. Да, торговых автоматов стало в разы больше за 10 лет, но до уровня Японии, как пешком до Луны. За динамично растущей сетью торговых автоматов Tao Bin интересно наблюдать, однако стать бенефициаром этого роста частному инвестору сложно по техническим причинам;
  5. список 10 тайских акций для закупа на долгосрок я считаю актуальным, плюс, я бы рассмотрел для покупки также акции тайского банка Siam Commercial Bank (тикер: SCB).